Нет плохой погоды, есть плохая одежда

Мы это точно знаем, а потому в любое время года одеваемся комфортно и бежим гулять! Как же одеть ребёнка и одеться самому так, чтобы прогулка доставила удовольствие и принесла пользу?

Советы просты. Детей надо одевать в одежду по погоде, не стесняющую движений и хорошо дышащую. Конечно, каждой маме хочется видеть ребёнка опрятным, но стоит помнить, что исследование окружающего мира, столь полезное в любом возрасте, порой приводит в лужу или в сочные зелёные заросли... Потому на активную прогулку лучше одеть то, что не очень жаль испачкать. Кроме того, ребёнок почти всегда подвижнее взрослого, ему тепло тогда, когда мама или папа уже натянули капюшон и приплясывают от холода. По своему опыту знаем, что лучше надеть два-три слоя ЛЕГКОЙ одежды с длинным рукавом, чем футболку и толстый свитер, ведь известно: греет не одежда, а воздух между слоями одежды. Одевайтесь так, чтобы и вам было тепло и удобно, тогда гораздо больше впечатлений и удовольствий вы получите вместе с детьми. Особое внимание - обуви. Стараемся обеспечить и ортопедические требования, и луже-грязе-снего-проходимость. Если предстоит лазание по пересечённой местности (камни, гравий, деревья…) необходимо, чтобы обувь имела устойчивую подошву и фиксированный голеностоп.

Не лишне иметь пару запасных носочков – х/б или шерстяных, смотря по сезону. Дело в том, что ноги часто промокают, мерзнут или, наоборот, потеют. В любом случае ребенок начинает ощущать дискомфорт. Вот для этого и стоит носить с собой запасные носки, а лучше сочетание х/б и шерстяных. Только в этом случае лучше надевать на ребенка не колготки, а леггинсы или термобелье, а носки при необходимости можно поменять и на улице – времени это занимает не больше полуминуты, зато ощущение комфорта возвращается почти сразу.

Здорово, если наша прогулка продумывается заранее, рассчитана по времени и маршруту. Для этого стоит присмотреть привлекательные и занятные пути разной длительности и сложности рядом с домом, в ближайшем парке или лесу (если это возможно). Продумайте места отдыха и перекуса, возможные объекты фотосъёмки, сюрпризы - их возможно заложить для поиска заранее. Отметьте интересные здания и памятники архитектуры (и заготовьте немного фактов из истории, если это возможно), а также все самобытные деревья, коряги, пни, птичьи столовые, растения необычной расцветки, открывающиеся виды и т.п. Всё это может пригодиться в пути для наблюдений, восхищений, придумывания сказок и увлекательных бесед. Ваш маршрут может быть и случайным - тогда из него получится отличное Таинственное Путешествие - помните Таинственный путь Мумми-тролля? И хорошо иметь с собой пакетики – конвертики – мешочки –блокнот - карандаш - фотоаппарат…Чтобы зарисовать - сфотографировать - собрать - засушить чудеса вашего путешествия. А дома сделать аппликацию – коллаж – гирлянду – гербарий – портрет - памятную книжку-малышку. И даже скрапбукинговый альбом, если путешествие было особо выдающимся!

Однако, каков бы ни был путь, время надо рассчитывать более менее точно, иначе прогулка из удовольствия превратится в горестный опыт усталости и запомнится не удовольствием, а разочарованием. В идеале, прогулка должна плавно перетечь в отдых-сон, если возраст малыша того требует. А для детей постарше окончиться желанием её повторить. Лучше заранее прикинуть время, которое вы с ребёнком потратите на дорогу туда и обратно. Если ваш маршрут кольцевой - то есть вы возвращаетесь не тем же путём, что пришли - поход интереснее. Но и в этом случае утомление стоит прогнозировать. У всех детей свои предпочтения в активном отдыхе. Одни любят лазать и исследовать труднопроходимые чащи, другие с удовольствием идут в долгие пешие походы, а третьим достаточно лужайки или детской площадки. (Есть, конечно, любители посидеть с книжкой в укромном уголке. Но и им стоит прививать культуру активного отдыха.) Это любимое наполнение прогулки стоит предложить маленькому путешественнику, равно как и новые неизведанные впечатления. И нагрузки - как физические, так и эмоциональные, лучше наращивать постепенно. Дети очень восприимчивы и впечатлительны, поэтому усталость от количества увиденного индивидуальна. Не стоит печалиться, если на половине запланированного вами пути ребёнок утомился и закапризничал. Возможно, на сегодня ему впечатлений достаточно. А бывает, что над случайно встреченным муравейником ребёнок неотрывно наблюдает целый час. И хорошо! Это для вас, возможно, в жизни муравьиного семейства нет ничего нового, а для юного наблюдателя здесь кроется целый захватывающий сюжет. (Помним, две семиклассницы по полдня проводили, уткнув носы в такой муравейник на тропинке и вечером с восторгом рассказывали группе Летней Экологической Школы о «своих муравьях». Девчата не стали энтомологами, но тот проект вспоминают с удовольствием и годы спустя. )

И пешая ходьба должна предлагаться детям, исходя из их опыта и подготовки. Как и любые нагрузки, длительность маршрута и его сложность наращиваем понемногу. При этом отдыхать лучше, переключая внимание ребёнка на другие виды деятельности. Для удобства гуляния с совсем маленькими путешественниками существуют всяческие приспособления – слинги, рюкзаки для переноски детей разных фирм и, соответственно, удобства.

Если вы любители велосипедных прогулок, малыш получит множество впечатлений, сидя в специальном кресле вашего велосипеда или даже в велоприцепе – оттуда дальше видно.

Выходя на природу с ребёнком, будьте готовы обращать своё и детское внимание на каждую травинку – ветку - потерянное птичье перо-облако необычной формы- новый запах-изменение ветра… Это живое реагирование на жизнь во всех её проявлениях чрезвычайно полезно не только для развития наблюдательности и любознательности, но и всей познавательной сферы в целом. А также умения удивляться и восхищаться сложностью, мудростью и красотой живой природы. Маленький человек, умеющий увидеть и уважительно восхититься строением какого-нибудь букаша, скорее всего будет человеком гуманным, толерантным и умеющим сопереживать. Он будет уметь очень многое слышать, видеть, чувствовать и понимать. А вы для него будете проводником в интереснейшем мире живого и партнёром в его изучении. Первичное наблюдение на прогулке мы для себя называем «что вижу - то пою». Но кроме того, есть и иные виды деятельности на прогулке.

Существует множество игр на природе - и обучающего характера, и простых «побегушек». Даже самым маленьким можно предложить найти: самый маленький и самый большой лист-сугроб-ствол дерева; разные оттенки зелёного или других цветов…Одна из самых вариативных и простых игр - «Охотничий список». Играть в неё можно и с одним ребёнком, и с двумя, и с группой. Нужно найти объекты, указанные в списке (тёплое и холодное, белое и чёрное, пушистое и колючее, лёгкое, тёплое, весёлое… Список можно составить, исходя из возраста и интересов игроков). Потрясающе интересно сравнивать результаты поиска маленьких охотников. Игра хороша не только для малышей, в неё с одинаковым азартом играют и подростки, и взрослые. Автор этой игры - Джозеф Корнелл, а его книга «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми» содержит лучший, на наш взгляд, перечень природоведческих игр.

 В густой траве хорошо играется в «Зайчат». Известно, что мама-зайчиха не строит гнезда или иного укрытия для зайчат, а спасает их от хищников отсутствие запаха и умение затаиться в траве. Задача детей - спрятаться в траве, пока мы считаем, так, чтобы водящий не мог их найти, не сходя с места. Слегка изменив рассказ про маму-зайчиху, то же можно проделать и в снегу, удовольствия будет множество. (Конечно, при условии, что «зайцы» верно экипированы, а снег достаточно чист). Снег и сугробы вообще замечательны для: придумывания следов Слонопотама, протаптывания лабиринтов, построек нор и пещер, построения стен-укреплений-фигур и т.п. Даже сыпучий сухой снег, который не даст слепить снеговика или побросать снежки в мишень, может подарить интересную забаву. Задорнее получается соревнование команд, но можно устроить и личное первенство. Берём небольшую палочку, устанавливаем её вертикально и – кто скорей засыплет её доверху снегом. Чем выше палка, тем дольше работа и выше снежная пирамида. А если имеются лужи и мороз только ожидается, можно подкрасить лужу (пищевые красители) и получить разноцветные ледяные окошки на дорожке... А ещё когда-то в детстве мы любили украшать кусты ледяными подвесками. Делается это так. Когда на снежной поверхности образуется наст, кусочек его надо осторожно отделить и продышать с краю или в серединке дырочку. Затем повесить на ветку – на солнце ледяной кусочек искрится и сверкает удивительно красиво.

В любое время года на прогулку имеет смысл взять какой-нибудь птичий корм - семена, крошки. Непременно встретятся желающие подкрепиться, а наблюдать за ними и пробовать подружиться – большое удовольствие и полезное дело. А если вы будете кормить птиц в определённом месте и регулярно, к вашему приходу будет слетаться целая стайка и вы сможете наблюдать поведение и окраску разных видов пернатых.

Глядя на шумную птичью столовую, непременно захочешь перекусить и сам. На этот случай можно запастись шоколадкой – орехами - сухофруктами (или иной калорийной пищей), непременно питьём (кисловатым либо слабо сладким, а лучше - просто водой), влажными салфетками, если руки вымыть негде. Хорошо бы походную пенку по величине… э… попы, а то присесть обычно хочется, а это такой материал, что и в снегу можно сидеть. Если же прогулка запланирована продолжительной, стоит подумать о том, где качественно поесть или брать с собой термос-контейнер с соответствующим рационом. Двигательную нагрузку после еды нужно снизить.

Ещё одна вещь, которую невредно иметь под рукой. Это аптечка. Надеемся, что избежим ранений и травм, но они иногда случаются. Потому лучше иметь наготове простейший набор средств для оказания первой помощи разбитому колену и оцарапанному локтю. Перекись водорода, ватные диски, стерильный бинт или марлевые салфетки, пластырь разного размера, просто воду в бутылочке для мытья рук или умывания заплаканного лица. Промыть царапину можно и чистой водой, а завязать носовым - опять же чистым - платком, но лучше всё же не пренебрегать аптечкой. Места она занимает совсем немного, а польза несомненна. Если же случился ушиб или серьёзное падение, постарайтесь как можно скорее обратиться к специалистам (хирург-травматолог и невропатолог, если необходимо). В этих случаях лучше перестраховаться. Из своего опыта отметим отличный результат использования гомеопатии при ЧМТ (сотрясение мозга) и тяжёлом ушибе коленного сустава. Особо надо отметить, что никто не берется лечить гомеопатическими препаратами серьезные проблемы, речь о скоропомощной ситуации, и есть ряд гомеопатических средств, подходящих не человеку, а СИТУАЦИИ. Незаменима в домашней аптечке мазь Траумель, которая спасала нас и при травмах, и при солнечных ожогах, и при укусах насекомых. Кстати, про насекомых. Зимой кусается только мороз, а вот летом нам могут встретиться и комары, и слепни, и клещи. Если место гуляния продувается ветром, лишено густой древесной растительности или просто находится в центре города, риск минимален. Иначе – укусы возможны. Особой опасности они не представляют, но могут чесаться (смажем раствором питьевой соды, борным спиртом, настойкой календулы), опухать и быть болезненными. Также бывают индивидуальные реакции на укус насекомых, но об этом родители обычно знают и умеют справляться с проблемой. Если же какая-либо реакция наблюдается первый раз, место укуса деликатное (слизистые, глаз…) и самочувствие ухудшается, как и при подозрении на серьёзную травму - это к специалистам. После прогулки голову ребёнка и кожные складки-сгибы нужно осмотреть, именно в таких местах можно обнаружить клеща.

Подведём итог. Продуманная и подготовленная прогулка обречена на успех. А введённые в режим, ставшие традиционными прогулки - источник здоровья, положительных эмоций, укрепления детско-родительских отношений. Общение с природной средой стабилизирует психику, развивает внимание и наблюдательность, мотивирует познавательную активность. Кроме того, это просто красота и удовольствие.

А ещё увлекательной прогулке можно научить. Лекцию с демонстрацией игр мы предлагаем вам в нашем Центре.

Князева Ольга, педагог-психолог высшей категории и
Чекулаева Юлия, педагог -
большие любители прогулок.

Узнать информацию о занятиях, студиях и расписании,
а также записаться на занятия можно по телефонам Центра в Москве:

+7 (495) 229-44-10, +7 (495) 954-00-46, +7 (962) 946-90-30

МЫ БУДЕМ РАДЫ ВАС ВИДЕТЬ!

 

Предыдущая