Трудности в обучении школьников
Иногда ребенку трудно дается обучение. Это не означает, что он менее интеллектуально развит, чем другие: ему просто труднее учиться. Неудачи в школе, разрастаясь как снежный ком, могут приводить ребенка и всю семью ко все большему расстройству и разочарованию. Иногда именно трудности с обучением лежат в основе отклонений в поведении, синдрома нарушения внимания или эмоциональных вспышек. При этом поведение обычно приходит в норму, когда причина распознана и устранена.
Иногда ребенку становится трудно учиться после травмы головы или инфекции с поражением головного мозга. Часто причина имеет наследственный характер. Одних детей затрудняют чтение, счет, письмо, других — слушание и понимание текста, запоминание и пересказ. Некоторым детям трудно даются навыки, которые требуют координации воспринимающих систем и мышц; равновесия, координации движений. Таким детям нередко тяжело дается общение. Они неверно понимают и неадекватно реагируют на родителей, друзей, учителей. Такие психологические и социальные проблемы, как трудности с обучением, требуют немедленной реакции с вашей стороны. Неблагополучие в этом отношении может стать очевидным еще у дошкольника, а может проявиться лишь в средних классах школы. Тут одинаково важны и роль учителя в классе, и ваши действия дома.
Посоветуйтесь с врачом и учителем в школе, если:
- у ребенка возникают сложности с чтением и счетом
- ребенок отстает от сверстников в учебе
- у ребенка бывают эмоциональные вспышки и отклонения в поведении
- ребенок выглядит подавленным
- избегает посещений школы
Если у ребенка трудности с обучением, помочь ему должен квалифицированный специалист. Поэтому, прежде чем предпринимать что-либо, проконсультируйтесь с детским психологом.
ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОС |
ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА |
ЧТО ПРЕДПРИНЯТЬ |
Ребенок плохо говорит? Ему трудно находить слова и выражать свои мысли? Ему не всегда легко понимать вас? У него трудности с запоминанием? |
Замедленное развитие: нарушения внимания и/или памяти; нарушение развития речи |
Обратитесь к детскому врачу: он обследует ребенка и определит, нужно ли лечение |
Ребенок школьного возраста хорошо говорит, но испытывает трудности с письмом? Он не справляется с письменными школьными заданиями? Просит кого-либо выполнить их вместо него? |
Трудности с письмом; двигательные нарушения |
Обратитесь к детскому психологу – он подскажет возможности решения проблемы. Иногда требуются дополнительные занятия с учителем или репетитором |
Ребенку трудно понимать текст при самостоятельном чтении, хотя он понимает хорошо, если читают ему? Ему трудно вспомнить прочитанное? |
Плохое восприятие зрительной информации; бедный словарный запас; трудности с пониманием содержания; проблемы внимания |
Запишитемь на прием к детскому психологу, он подскажет возможности решения проблемы |
Ребенку трудно запоминать? Трудно правильно пересказать услышанный текст? Плохо дается запоминание математических формул или теорем? |
Нарушение памяти/мышления; нарушение внимания |
Если ребенку трудно учиться, необходимы обследование и квалифицированная помощь. Посоветуйтесь с детским психологом как улучшить память, внимание ребенка и способность к организации Попросите учителя в школе рассказать |
Вас беспокоит поведение ребенка? Он агрессивен по отношению к сверстникам или учителям? Отстает от других в учебе? |
Трудности с обучением; отклонения в поведении; синдром нарушения внимания; депрессия |
Попросите учителя в школе рассказать, что именно беспокоит его в ребенке. Проконсультируйтесь с детским психологом |
Одаренные дети тоже нуждаются в помощи
Детей с особыми способностями к чтению, языкам, математике, наукам, искусству или спорту называют одаренными. Такие дети обычно многим интересуются, больше читают (и более сложные книги), чем сверстники, и с ранних лет могут самостоятельно работать. У таких детей больше возможностей раскрыть себя и в будущем добиться значительных успехов. Дети, испытывающие трудности в обучении, нуждаются в специальной помощи; одаренные дети должны обучаться по особой программе, способствующей развитию их таланта. Обычная школьная нагрузка не соответствует потенциалу такого ребенка. Не получая эмоционального удовлетворения в школе, дети теряют веру в себя и чувствуют себя все более несчастными и одинокими, скучают — и тогда могут появиться отклонения в поведении.
Предоставить одаренному ребенку соответствующую его способностям программу обучения не всегда легко. Без специальной подготовки учителю сложно общаться с одаренным учеником. Большинство одаренных детей нуждаются в таком обучении, которое сочетало бы элементы самостоятельной работы, занятия повышенного уровня сложности, использование дополнительных ресурсов. Для одаренных детей существуют специальные школы, например музыкальные или математические.
Цены на прием психологов: