Нарушение развития речи у детей
К своему первому дню рождения дети обычно умеют довольно внятно произносить несколько несложных слов и отдельные слоги более длинных слов. На втором году жизни большинство детей начинает говорить осмысленно, а после 2 лет их речь состоит из все более сложных предложений; они высказывают мысли, задают вопросы. Как правило, девочки начинают говорить несколько раньше мальчиков.
На развитие речи влияет множество факторов: наследственность, течение родов, общение с родителями. В какой-то момент некоторые дети могут начать заикаться: их словарный запас еще слишком мал, чтобы выразить мысли. Подобное заикание редко указывает на опасность появления расстройств речи в будущем и пройдет со временем, если родители сами будут говорить отчетливо и не станут заканчивать предложения за ребенка или постоянно поправлять его.
Оценивая речь ребенка, важно разграничивать развитие его речи и языка. Развитие речи определяется способностью произносить членораздельные звуки; развитие языка — возможностью интеллекта выражать мысли и понимать речь других людей. Часто причинами расстройства речи являются снижение слуха, задержка развития или недостаток общения. Расстройства речи могут затруднять обучение ребенка; в этом случае важно как можно раньше их выявить. Если педиатр подозревает расстройство речи или развития языка, он проверит слух ребенка и при необходимости направит на дальнейшее обследование и лечение. В школах и детских садах тоже, как правило, проводится проверка речи детей.
Обратитесь к детскому врачу, если в 2,5 года ребенок:
- говорит очень нечленораздельно
- не использует предложения из 2 слов
- не понимает простую словесную просьбу
Многие родители так хотят, чтобы ребенок скорее заговорил, что психологически давят на него. Этого делать нельзя. Стимулируйте речь ребенка пением, чтением вслух.
ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОС |
ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА |
ЧТО ПРЕДПРИНЯТЬ |
Ребенок совсем не говорит в 2 года ? Он здоров и активен? Он понимает вас и может общаться несловесно? |
Медленное развитие речи |
Речь иногда развивается медленнее двигательных навыков. Если ребенка окружают братья или сестры, он может не испытывать потребности говорить. Читайте и разговаривайте с ним наедине, чтобы у него была возможность отвечать вам |
Ребенок реагирует на ваш голос, только когда видит вас? |
Нарушение слуха |
Обратитесь к педиатру. Он проверит слух ребенка и при необходимости направит на дальнейшее обследование |
Дошкольник с трудом подбирает слова, заикается, путает порядок слов? |
Нормальная стадия развития речи |
Ребенок учится координировать мысли и речевые навыки. Говорите отчетливо сами, читайте ребенку. Не следует заканчивать предложения за ребенка или постоянно поправлять его. Как правивило, эта стадия быстро проходит |
Ребенок в 5 лет не произносит «р» или «л»? |
Нормальное развитие |
Многие дети неправильно произносят согласные до 5 лет. Говорите отчетливо, читайте ребенку, не привлекайте слишком много внимания к неправильному звуку |
Ребенок школьного возраста шепелявит или неправильно произносит согласные? |
Дефект речи |
|
Ребенок школьного возраста заикается? Пытаясь произнести слово, гримасничает? |
Заикание |
|
Ребенок школьного возраста повторяет странные звуки? Вслух выкрикивает непристойные слова? Делает странные движения? |
Неврологическое заболевание |
Проконсультируйтесь с педиатром. Он осмотрит ребенка и при необходимости направит к невропатологу |
Ребенок избегает общения? Ему 2-5 лет? Он постоянно пребываете своем мире? Утрачивает ранее приобретенные навыки? |
Обратитесь за консультацией к педиатру. Он осмотрит ребенка и при необходимости направит к другому специалисту |
|
У ребенка, помимо расстройства речи, также замедленное развитие двигательных навыков? |
Нарушение развития; возможных причин множество |
Запишитесь на прием к педиатру. Он оценит развитие ребенка и при необходимости направит к другому специалисту |
Основные этапы развития языка в первые 5 лет жизни
- К концу 2-го года жизни ребенок должен говорить предложениями из 2-3 слов, а также выполнять простые словесные просьбы и повторять услышанные слова.
- К концу 3-го года жизни ребенок должен выполнять словесную просьбу, включающую 2-3 следующих друг за другом действия, понимать названия большинства бытовых предметов и обращенную к нему речь. Он должен говорить достаточно хорошо, чтобы его понимали посторонние люди.
- К концу 4-го года жизни ребенок задает абстрактные вопросы («почему?»), понимает, что такое сходство и различие. Он говорит достаточно грамотно, если грамотно говорят его родные. Хотя к этому возрасту ребенок должен говорить вполне членораздельно, он может не выговаривать до половины звуков; это не повод для беспокойства.
- К концу 5-го года жизни ребенок должен пересказывать историю своими словами и составлять предложения не меньше чем из 5 слов.
Цены на прием педиатров:
Педиатры:
Барзенок Татьяна Арсеньевна
Главный врач, заведующая педиатрическим отделением, врач-педиатр высшей категории
Стаж: 30 лет
Отзывов: 15
Быков Михаил Викторович
Врач-педиатр высшей категории, специалист УЗ-диагностики, кандидат медицинских наук
Стаж: 27 лет
Отзывов: 3
Казакова Лилия Валентиновна
Врач-педиатр, неонатолог, руководитель службы консультантов по ГВ
Стаж: 30 лет
Отзывов: 32
Сергиенко Татьяна Яковлевна
Врач-педиатр, дежурный педиатр на горячей педиатрической линии
Стаж: 41 год
Отзывов: 21
Полный список симптомов (более 70), при которых требуется помощь детского врача, можно посмотреть здесь.
Изложенные в справочнике материалы носят рекомендательный характер и не заменяют собой консультацию у врача!
Записаться на прием или вызвать детского врача на дом можно по телефонам Центра в Москве:
+7(495) 229-44-10, +7(495) 954-00-46