ЛОГОУПРАЖНЕНИЯ
Упражнения для детей с нарушением носового дыхания:
♦ 1 ♦
1. Исходное положение стоя. Рот закрыт. Одну половину носа плотно закрыть двумя пальцем, дышать поочередно по 4-5 раз через каждую половину носа.
2. Дышать только через нос. Встать, ноги на ширине плеч. Руки поднять вперед и вверх ладонями внутрь — вдох, опустить руки вниз — выдох. Выполнять медленно по 5 раз.
3. Стоя, вдыхать через одну половину носа, а выдыхать через другую по 5-6 раз через каждую половину носа.
4. Стоя, ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать до 10 (рот з акрыт), затем сделать глубокий вдох и полный выдох через нос, 5-6 раз.
5. Вдох через нос, рот закрыт. На удлиненном выдохе произносить звук «м-м-м», медленно до 8 раз.
6. При ходьбе дышать только через нос. Постепенно удлинять фазу выдоха: на счет 1-2 — вдох, на 3-4-5-6 — выдох, на счет 1-2 — вдох, на 3-4-5-6-7 — выдох (2-3 минуты).
♦ 2 ♦
1. Присели, выдыхая. На выдохе протяжно произносится звук «н».
2. Рывки руками с поворотом корпуса в стороны (упражнение сопровождается плавным вдохом и резким выдохом через нос).
3. Упражнение «насос»: медленно руки верх и вниз с глубоким вдохом через нос и выдохом через рот.
4. Наклоны в стороны на выдохе с протяжным произношением звука «м».
5. Глубокий вдох и прерывистый, толчковый выдох через нос.
♦ 3 ♦
Для тренировки круговой мышцы рта:
1. Плавно, утрированно артикулируя, тянуть У-И-У-И…»
2. Сделать губы «трубочкой» и подвигать ею в разные стороны.
3. Упражнение воздушный поцелуй
4. Попросите ребенка обхватить губами конец трубочки для коктейля. Пускай он попытается удержать ее 10 секунд.
5. Конфету на палочке( типа чупа-чупс) обхватываем губами и выдергиваем, сопротивляясь, пытаясь удержать её губами
Упражнения на расслабление мышц лица:
Хоботок.
Вытяните губы хоботком. (Показать, как надо вытянуть губы.) напряглись губы. А теперь они стали мягкими, ненапряжёнными. (Показать спокойное положение губ: рот слегка приоткрыт, губы расслаблены.) слушайте и делайте, как я.
Подражаю я слону:
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Губы не напряжены
И расслаблены… (2-3 раза.)
Лягушки.
Внимательно посмотрите, как я буду делать следующее упражнение. (Показать движение губ, соответствующее артикуляции звука «и», обратить внимание на напряжение и расслабление губ.) А теперь слушайте и делайте, как я.
Мы весёлые лягушки
Тянем губы прямо к ушкам!
Потяну - перестану!
Губы не напряжены
И расслаблены…
Орешек.
Представьте, что вы разгрызаете твёрдый орешек. Крепко сожмите зубы. Вот так. (Показать, как надо сжать зубы.) Челюсти напряглись, стали как каменные. Это неприятно. Разожмите челюсти – легко стало, рот приоткрылся, всё расслаблено. Слушайте и делайте, как я.
Зубы крепче мы сожмём,
А потом их разожмём.
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется…
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая,
Замедляется движенье,
И становиться понятно –
Расслабление приятно!
Кораблик.
Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и посильнее упритесь ими в пол. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу – прижмём к полу правую ногу. (Правая нога напряжена, левая – расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола.) Выпрямились! Расслабились! Качнуло в другую сторону – прижмём левую ногу. (Напряжена левая нога. Правая рука расслаблена. Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох!
Стало палубу качать.
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую - расслабляем!
Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом для левой. Обращают внимание детей на напряжённое и расслабленное состояние мышц ног.
После расслабления ног дети рассаживаются и проводится пауза покоя.
Снова руки на колени,
А теперь – немного лени…
Напряженье улетело –
И расслабленно всё тело…
Наши мышцы не устали
И ещё послушней стали.
Дышится легко… ровно… глубоко…
Упражнения на расслабление мышц живота.
Шарик.
Представьте, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. (Дети кладут ладонь на область диафрагмы.) Надуваем живот так как будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. (Показать, как поднимается стенка живота при утрированном вдохе.) это сильное напряжение неприятно! Не станем надувать большой шар. Надуем живот спокойно, как будто у нас маленький шарик.. сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи нельзя поднимать! Вдох – выдох! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох спокойный, не напряжённый.
Вот как шарик надуваем!
А рукою проверяем. (Делается вдох.)
Шарик лопнул – выдыхаем!
Наши мышцы расслабляем!
Дышится легко… ровно… глубоко…
Упражнения при прогении:
Ребенок медленно открывает рот, затем закрывает, максимально смещая нижнюю челюсть назад, закусывая нижнюю губу. Удерживает челюсть в таком положении 10 секунд. Повторите упражнение, на этот раз аккуратно сдвигая челюсть назад руками.
При широко открытом рте ребенок кончиком языка касается твердого неба в месте перехода его в мягкое, затем медленно закрывает рот, максимально стремясь сместить челюсть сзади. Упражнение повторять 5-6 раз.
При открытом прикусе необходимо вызвать зубоальвеолярное укорочение в области боковых зубов. С этой целью ребенку рекомендуется 5-6 раз в день прикусывать с максимальным усилием жевательными зубами деревянную палочку.
Упражнения при прогнатии:
Нижнюю челюсть ребенок медленно выдвигает вперед, пока края нижних резцов не установятся впереди верхних. Удерживает 10 секунд, затем медленно возвращает в исходное положение.
При прогнатическом прикусе нарушается функция круговой мышцы рта и мышц, выдвигающих нижнюю челюсть. Для их тренировки предлагается комплекс упражнений.
Также упражнения для тренировки круговой мышцы рта:
- вставленными в углы рта пальцами (мизинцами) ребенок старается растянуть губы, преодолевая их сопротивление при напряжении в сомкнутом виде;
- струей воздуха, направляемой через губы, сложенные трубкой, необходимо заставить ритмично, в такт выдыхаемому воздуху, колебаться подвешенный на нитке комочек ватки или бумаги.
Дополнительные упражнения при логопедических проблемах:
Сидя перед зеркалом, голову держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь развернуть, живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе. Упражнения выполняются в медленном темпе на счет 1—2—3— 4 с повторением от 10 до 15 раз ежедневно.
- Полуоткрыть рот, облизывать верхнюю и нижнюю губу, проводя языком от одного угла рта к другому. Попытаться достать языком перегородку носа, подбородок. Проводить кончиком языка по язычной, а затем по вестибулярной поверхности зубов, как бы пересчитывая их, щелкать языком, для чего присосать язык при сомкнутых губах к твердому нёбу, и, медленно открывая рот, упереться кончиком языка то в одну, то в другую щеку.
- На кончик языка положить резиновое кольцо от пипетки, язык поднять вверх и прижать его к переднему участку твердого нёба в области нёбных складок. Сжать зубы, не смыкая губ, проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка и резинового кольца. Упражнение повторять 5—10 раз 3 раза в день. Это же упражнение выполнить не с кольцом, а с водой, которую необходимо проглотить.
- Поднять язык вверх и расположить у переднего участка твердого нёба, затем переместить по своду твердого нёба в переднем отделе и максимально назад до мягкого нёба.
- Цокать языком, подражая звуку ударов копыт лошади. Выполнять 50—60 раз.
-
Сжать зубы, сомкнуть губы, упереться кончиком языка в твердое нёбо — в проекцию корней центральных резцов, проглотить слюну.
Логопед Полей Яна Борисовна
Центра Естественного Развития и Здоровья Ребенка
Другие статьи по этой теме:
- Дисграфия у ребенка. Советы родителям.
- Дисграфия у ребенка. Советы учителю.
- Рекомендации по учебному режиму для ребенка, страдающего дисграфией.
Записаться на прием к логопеду можно по телефонам Центра в Москве:
+7(495) 229-44-10, +7(495) 954-00-46
Предыдущая