Нужны ли антибиотики при простуде
Здравствуйте! Чем вы предпочитаете лечить деток от простуды. нам недавно педиатр говорила, что если подхватили инфекцию - лучше сразу перестраховаться и выпить антибиотики. но я не понимаю - неужели их прием безопасен для малышей? Елена.
Здравствуйте, Вам отвечает заведующая педиатрическим отделением нашего Центра, врач-педиатр первой категории Барзенок Татьяна Арсеньевна:
Я не согласна с данной позицией педиатра, но понимаю, откуда вообще берутся такие взгляды. Проблема необоснованного назначения антибиотиков на сегодняшний день в реальной практике, на мой взгляд, почти не имеет решения. И вообще она глобальнее, чем кажется- это проблема взаимоотношения общества и здравоохранения в целом.
С одной стороны, все педиатры знают, что 95% заболеваний с температурой у детей- это вирусная инфекция. И антибиотики на вирусы никак не действуют. Но, с другой стороны, у небольшого процента заболевших есть риск, что вирусная инфекция осложнится бактериальной- и тогда антибиотики понадобятся. Но проблема в том, что в первые-вторые сутки заболевания, когда обычно вызывают педиатра к ребенку, предсказать развитие событий практически НЕВОЗМОЖНО. Осложнения, уж коли им суждено случиться, обычно формируются ближе к пятому дню заболевания, и всё это время за ребенком надо НАБЛЮДАТЬ, чтобы назначить антибиотик СВОЕВРЕМЕННО.
Но, родители почему-то ждут от врачей чудес прозорливости- и требуют не только того, чтобы доктор предсказал течение заболевания, но и чтобы ребенок вообще через пять дней был здоров. Педиатры же, во-первых, не хотят неприятностей, а во-вторых, просто не имеют физических возможностей наблюдать ребенка в динамике- хотя бы через день. Вот из этого "коктейля" противоречий и рождается "единственно верное" решение- дать ребенку антибиотик НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ.
Заложником в этой ситуации, так сказать- "крайним"- становится ребенок.
К чему приводит необоснованный прием антибиотиков?
1)Резистентность (устойчивость) микрофлоры к антибиотикам. Проблема эта уже всемирная, и ВОЗ давно бъет тревогу.
Если у ребенка случится действительно серьезное заболевание (например, пневмония), требующее антибиотикотерапии, может оказаться, что имеющиеся в распоряжении препараты неэффективны, так как к ним у данного организма уже сформировалась резистентность. И как тогда, спрашивается, лечить???
2)Дети первых лет жизни болеют вирусными инфекциями довольно часто- в среднем шесть раз в год- и это нормально. Вообще современные антибиотики неплохо переносятся (по сравнению с первыми поколениями), но, как ни крути, нейтрализуются они всё-равно в печени, а выводятся почками. И что будет с печенью, почками, микрофлорой кишечника, если получать их шесть раз в год (а так, к сожалению, часто и бывает)?
В итоге, детский организм постоянно "занят" работой по нейтрализации последствий антибиотикотерапии, и неизвестно, насколько хватит его ресурсов и когда произойдет срыв: в виде аллергии, аутоиммунного заболевания и даже опухоли. Борьба с собственно вирусными инфекциями шесть раз в год отняла бы у детского организма гораздо меньше сил- для этого природой заложены необходимые механизмы.
Таким образом, краеугольные камни правильного, максимально бережного ведения ребенка (как при заболевании, так и вообще, "по жизни")- это наблюдение за ребенком В ДИНАМИКЕ и ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (=взаимопонимание, доверие) родителей и педиатра.
Но с этими "камнями" как раз и не складывается в нашей жизни (справедливости ради скажу, что в развитых, "цивилизованных" странах тоже не очень-то складывается). Причем, в разных организационных системах- по разным причинам.
В бюджетной медицине, при 1000 и более пациентов на участке, педиатры действительно очень часто физически не могут посещать больного ребенка неоднократно в течение первых дней болезни. Поэтому им ПРОЩЕ назначить антибиотик сразу, "на всякий случай". На доверительное общение с родителями, объяснение видения ситуации тоже нет ни времени, ни сил.
В коммерческих системах, где врач приезжает на платной основе, начинают ЭКОНОМИТЬ родители. Они считают, что ОДНОГО визита вполне достаточно, чтобы оценить риски, спрогнозировать ситуацию и назначить "правильное" лечение. Но еще раз повторю- это невозможно В ПРИНЦИПЕ. Конечно, имеют значение опыт и интуиция врача, время, которое он может уделить на вызове и ребенку, и родителям. Но любой "прозорливости" есть предел. В итоге, "платные" доктора тоже перестраховываются и назначают антибиотики всё с той же целью- "на всякий случай". Но, должна отметить, что такой сценарий касается, в первую очередь, разовых обращений. Когда имеются долгосрочные отношения между клиникой и пациентом (договор ли, контракт ли), вопрос о повторном посещении ребенка на дому перестает быть таким болезненно острым. У доктора есть время и мотивация, у родителей перед глазами не стоят чеки с нулями. То есть, при такой системе взаимоотношений (на сегодняшний день, ТОЛЬКО при такой) педиатр имеет РЕАЛЬНУЮ возможность заниматься ребенком КАК ПОЛОЖЕНО- наблюдать в динамике, взаимодействовать с родителями. Поэтому я и сказала вначале, что проблема необоснованного назначения антибиотиков в нашей жизни ПОЧТИ не имеет решения. Иногда всё-таки имеет...
Что касается лечения обычного, неосложненного ОРВИ у детей, то и здесь я, например, действую по принципу "чем меньше- тем лучше". Так называемыми иммунномодуляторами не пользуюсь уже давно, сосудосуживающие капли назначаю не по "2 капли 3 раза в день", а "в случае крайней необходимости"- например, только на ночь. Кстати сказать, не всех родителей устраивает такой подход. Не так уж редко родители сами желают, чтобы их ребенку был назначен целый список препаратов- особенно "платным" врачом:).
Поэтому: желаю всем родителям найти "своего" педиатра, с которым они были бы "на одной волне".
Вернуться к вопросам