ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ

Групповые занятия являются эффективной формой психологической работы  с детьми и подростками.  Они показаны детям (подросткам)  с проблемами общения,  неадекватной самооценкой,  тревожностью, застенчивостью, школьной неуспешностью (если она вызвана эмоциональными проблемами) и др.  Для детей (подростков) с  глубокими психологическими проблемами, непроработанными травмами и сильными страхами групповая работа является важным дополнением индивидуальной психотерапии,  позволяет в безопасной атмосфере закрепить полученный в терапии новый опыт.
Занятия в группе противопоказаны  детям с психопатологией, с умственной отсталостью, а также находящимся в кризисных состояниях.

В любом случае перед началом занятий в группе необходима индивидуальная консультация с психологом.

Участники любой психологической группы отличаются друг от друга полом, темпераментом, интеллектом, степенью общительности и т.д. Они имеют разные интересы и жизненный опыт,  естественно принося всё это с собой.  Поэтому группа становится прообразом настоящего большого мира и даёт каждому ребёнку (подростку) возможность найти своё место в нём. В группе ребёнок (подросток) знакомится с разнообразными вариантами эмоциональных и поведенческих проявлений,  может примерить их к себе. Также он   ощущает реакцию других людей на собственные слова и действия и может понять причины такой реакции  (ведь всё происходящее обсуждается).  Это даёт ему возможность выбрать и оставить себе подходящие способы выражения чувств и поведения, отказаться от нежелательных, а какие-то просто немного подкорректировать. В итоге он начинает лучше адаптироваться в социальном мире и находит в нём достойное место для себя. 

Ещё важнее то, что в безопасной атмосфере группы ребёнок (подросток) погружается в свой внутренний мир и приобщается ко внутреннему миру других людей.  Благодаря этому он начинает чувствовать общность с другими, одновременно учась принимать и уважать различия.  В группе ребёнок (подросток) может обсудить волнующие его проблемы, не боясь оценивания и критики, получить эмоциональную поддержку.  Итогом групповых занятий обычно является повышение самооценки и личностный рост. 

Одним из условий эффективной работы в группе является регулярность занятий.  Каждое занятие – это важный этап группового процесса, выпадая из которого ребёнок (подросток) не только пропускает что-то важное, но и теряет часть приобретённого ранее.  На следующем занятии ему снова придётся тратить время и энергию на адаптацию к группе и включение в процесс. 

Ещё более вредно бросать занятия, не дойдя до конца (правда, изредка случается, что в процессе занятий выясняется неготовность ребёнка к групповой работе, но это отдельная тема и обсуждается в индивидуальной беседе с родителями). Если у родителей есть сомнения в нужности группы или соответствии её их целям и ожиданиям, следует разрешить их по итогам консультации с детским психологом и двух первых занятий.  Если же  родители решают привести ребёнка (подростка) на 3-е занятие, то им необходимо настроиться на регулярное посещение занятий до завершения полного их цикла.

Сами дети (подростки), как правило, с удовольствием посещают группу и чувствуют её важность для себя.

 

Психологические группы для подростков

Поскольку важнейшие проблемы подростков относятся к сфере взаимоотношений со сверстниками, то групповая психологическая работа полезна большинству из них.  На групповых занятиях подростки учатся налаживать контакты с другими  людьми (как своего, так и противоположного пола), становятся  полноправными членами группы сверстников и получают опыт позитивного общения.  Возможность предъявить себя группе, разделить свои чувства и мысли, тревоги и радости, потери и достижения с другими важна для любого человека, а для подростка в особенности.  В результате групповой работы подросток начинает лучше понимать себя и происходящие внутри изменения,  осознаёт свои сильные и слабые стороны,  переживает болезненные чувства и освобождается от них.  Он становится более уверенным в себе и  способным к пониманию других и взаимодействию с ними.

Программа рассчитана на 12 встреч с периодичностью 1 раз в неделю.
Численность группы 6-8 человек.
Продолжительность одного занятия  2,5 часа.
Возраст участников:
10-12 лет – группа младших подростков,
13-15 лет – группа старших подростков.

Основные средства работы:  арт-терапевтические и телесные упражнения,  игровые упражнения, шеринг (общение в кругу).

 

Психологическая группа для родителей подростков

Эта группа для тех неравнодушных родителей, которые всерьёз озабочены проблемами своих детей и хотят помочь им вырасти счастливыми и благополучными людьми.  Но при этом они периодически теряют терпение, веру в свои силы и возможности, в правильность своей стратегии воспитания, а порой даже приходят в отчаянье.  Когда ребёнок достигает подросткового возраста, причин для таких тревог и сомнений у родителя действительно предостаточно, и терпения требуется больше, чем когда бы то ни было.

Участие в этой группе позволит родителям:

  • Поделиться своими тревогами и проблемами с другими (что само по себе уже приносит некоторое облегчение)
  • Понять, что они не одиноки, получить эмоциональную поддержку от «товарищей по несчастью»
  • Узнать от психолога, что в поведении ребёнка является нормальной возрастной особенностью, а о чём действительно стоит беспокоиться
  • Выстроить чёткие и грамотные границы в отношениях с подростком, разделить с ним сферы ответственности
  • Найти наиболее подходящие способы общения со своим подростком
  • Попытаться находить интерес и радость в собственной жизни, давать себе время на отдых, удовольствия и саморазвитие  (если этого не происходило до сих пор)
  • Больше доверять своему подростку, позволять ему получать разнообразный опыт, радоваться его развитию и успехам, не отчаиваясь из-за ошибок и неудач.

Детский психолог Левина Н.М.
Центра Естественного Развития и Здоровья Ребенка

Записаться на прием к детскому психологу можно по телефонам Центра в Москве:

+7(495) 229-44-10,  +7(495) 954-00-46

 

Предыдущая