ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
Групповые занятия являются эффективной формой психологической работы с детьми и подростками. Они показаны детям (подросткам) с проблемами общения, неадекватной самооценкой, тревожностью, застенчивостью, школьной неуспешностью (если она вызвана эмоциональными проблемами) и др. Для детей (подростков) с глубокими психологическими проблемами, непроработанными травмами и сильными страхами групповая работа является важным дополнением индивидуальной психотерапии, позволяет в безопасной атмосфере закрепить полученный в терапии новый опыт.
Занятия в группе противопоказаны детям с психопатологией, с умственной отсталостью, а также находящимся в кризисных состояниях.
В любом случае перед началом занятий в группе необходима индивидуальная консультация с психологом.
Участники любой психологической группы отличаются друг от друга полом, темпераментом, интеллектом, степенью общительности и т.д. Они имеют разные интересы и жизненный опыт, естественно принося всё это с собой. Поэтому группа становится прообразом настоящего большого мира и даёт каждому ребёнку (подростку) возможность найти своё место в нём. В группе ребёнок (подросток) знакомится с разнообразными вариантами эмоциональных и поведенческих проявлений, может примерить их к себе. Также он ощущает реакцию других людей на собственные слова и действия и может понять причины такой реакции (ведь всё происходящее обсуждается). Это даёт ему возможность выбрать и оставить себе подходящие способы выражения чувств и поведения, отказаться от нежелательных, а какие-то просто немного подкорректировать. В итоге он начинает лучше адаптироваться в социальном мире и находит в нём достойное место для себя.
Ещё важнее то, что в безопасной атмосфере группы ребёнок (подросток) погружается в свой внутренний мир и приобщается ко внутреннему миру других людей. Благодаря этому он начинает чувствовать общность с другими, одновременно учась принимать и уважать различия. В группе ребёнок (подросток) может обсудить волнующие его проблемы, не боясь оценивания и критики, получить эмоциональную поддержку. Итогом групповых занятий обычно является повышение самооценки и личностный рост.
Одним из условий эффективной работы в группе является регулярность занятий. Каждое занятие – это важный этап группового процесса, выпадая из которого ребёнок (подросток) не только пропускает что-то важное, но и теряет часть приобретённого ранее. На следующем занятии ему снова придётся тратить время и энергию на адаптацию к группе и включение в процесс.
Ещё более вредно бросать занятия, не дойдя до конца (правда, изредка случается, что в процессе занятий выясняется неготовность ребёнка к групповой работе, но это отдельная тема и обсуждается в индивидуальной беседе с родителями). Если у родителей есть сомнения в нужности группы или соответствии её их целям и ожиданиям, следует разрешить их по итогам консультации с детским психологом и двух первых занятий. Если же родители решают привести ребёнка (подростка) на 3-е занятие, то им необходимо настроиться на регулярное посещение занятий до завершения полного их цикла.
Сами дети (подростки), как правило, с удовольствием посещают группу и чувствуют её важность для себя.
Психологические группы для подростков
Поскольку важнейшие проблемы подростков относятся к сфере взаимоотношений со сверстниками, то групповая психологическая работа полезна большинству из них. На групповых занятиях подростки учатся налаживать контакты с другими людьми (как своего, так и противоположного пола), становятся полноправными членами группы сверстников и получают опыт позитивного общения. Возможность предъявить себя группе, разделить свои чувства и мысли, тревоги и радости, потери и достижения с другими важна для любого человека, а для подростка в особенности. В результате групповой работы подросток начинает лучше понимать себя и происходящие внутри изменения, осознаёт свои сильные и слабые стороны, переживает болезненные чувства и освобождается от них. Он становится более уверенным в себе и способным к пониманию других и взаимодействию с ними.
Программа рассчитана на 12 встреч с периодичностью 1 раз в неделю.
Численность группы 6-8 человек.
Продолжительность одного занятия 2,5 часа.
Возраст участников:
10-12 лет – группа младших подростков,
13-15 лет – группа старших подростков.
Основные средства работы: арт-терапевтические и телесные упражнения, игровые упражнения, шеринг (общение в кругу).
Психологическая группа для родителей подростков
Эта группа для тех неравнодушных родителей, которые всерьёз озабочены проблемами своих детей и хотят помочь им вырасти счастливыми и благополучными людьми. Но при этом они периодически теряют терпение, веру в свои силы и возможности, в правильность своей стратегии воспитания, а порой даже приходят в отчаянье. Когда ребёнок достигает подросткового возраста, причин для таких тревог и сомнений у родителя действительно предостаточно, и терпения требуется больше, чем когда бы то ни было.
Участие в этой группе позволит родителям:
- Поделиться своими тревогами и проблемами с другими (что само по себе уже приносит некоторое облегчение)
- Понять, что они не одиноки, получить эмоциональную поддержку от «товарищей по несчастью»
- Узнать от психолога, что в поведении ребёнка является нормальной возрастной особенностью, а о чём действительно стоит беспокоиться
- Выстроить чёткие и грамотные границы в отношениях с подростком, разделить с ним сферы ответственности
- Найти наиболее подходящие способы общения со своим подростком
- Попытаться находить интерес и радость в собственной жизни, давать себе время на отдых, удовольствия и саморазвитие (если этого не происходило до сих пор)
- Больше доверять своему подростку, позволять ему получать разнообразный опыт, радоваться его развитию и успехам, не отчаиваясь из-за ошибок и неудач.
Детский психолог Левина Н.М.
Центра Естественного Развития и Здоровья Ребенка
Записаться на прием к детскому психологу можно по телефонам Центра в Москве:
+7(495) 229-44-10, +7(495) 954-00-46
Предыдущая