ШКОЛА: ХОЧУ И МОГУ!
Весной в детских поликлиниках начинается жаркая пора. К специалистам не попасть, очереди, записи — многим родителям это знакомо. Кто-то собирает справки для оформления в детский сад, а кто-то уже оформляет карту для поступления в школу. Но некоторым родителям специалисты советуют со школой повременить. Родители недоумевают: «Он (или она), — говорят мамы, — у меня читает!» И читает, и считает, и знает «Фауста» на языке оригинала — а всё равно не готов. Почему? Что им надо, этим врачам, психологам, логопедам да учителям? Им — ничего, а вот ребёнку нужно. И в первую очередь — не умение писать и читать, а кое-что другое. Это кое-что называется «школьная зрелость» — готовность ребёнка к школьному обучению.
Готовность ребёнка к школе — это сочетание нескольких «показателей»: социальная, эмоциональная, психологическая зрелость. И обязательно — сформированная речь, ведь именно она является показателем зрелости интеллектуальной. Речь заканчивает свое формирование в пять лет. Дальше- только совершенствуется. Уже в семь лет ребёнок способен общаться со взрослыми и детьми, может рассказать о себе, своих увлечениях, поддержать беседу, даже поспорить со взрослым, аргументируя свою точку зрения.
Если ребёнок не может пересказать увиденное или услышанное, он не сможет полноценно учиться. Если речь нарушена настолько, что есть проблемы с общением, то он будет чувствовать себя психологически некомфортно, и вряд ли это хорошо скажется на учебе, да и на других аспектах жизни. Некоторые дети при великолепно развитых речи и мышлении испытывают дискомфорт даже от такой невинной проблемы, как горловое Р, отсутствие звука Л или нарушение произношения любого другого звука. Хотя бывают и такие дети, которых не смущают даже множественные дефекты звукопроизношения - но такие дефекты могут помешать при освоении письма и чтения,
Поэтому перед школой ребёнок должен уметь:
- чисто говорить;
- на слух отличать звуки по мягкости-твёрдости, звонкости-глухости;
- определять, с какого звука начинается слово, и каким звуком заканчивается;
- составлять рассказ по серии сюжетных картинок;
- рассказывать о себе;
- связно и развёрнуто отвечать на вопросы;
- задавать вопросы;
- делать выводы.
И, конечно же, устная речь должна быть оформлена грамматически верно. В норме в этом возрасте ребёнок легко справляется со словами сложной слоговой структуры.
Эмоциональная зрелость - это способность концентрироваться на занятиях и далеко не всегда интересных заданиях. А также умение управлять своим поведением, познавать мир не только в игровой форме, реагировать на критику и принимать её.
Мне доводилось заниматься коррекцией звукопроизношения у детишек 6-7 лет - очень умных, славных, но, увы, крайне болезненно относящихся к любой критике. Вернее, даже не к критике, а к рабочим замечание ям из разряда «улыбка пошире», «повтори ещё раз». Просишь взрослого на вид мальчика всего лишь повторить задание, чтобы закрепить успех, а у него слёзы на глазах - ему кажется, что у него ничего не получилось и его ругают. Просишь девочку немного по-другому выполнить упражнение, а она надувает губы и совсем отказывается работать. Отрабатываешь с ребенком трудный звук, а он хихикает, каждую минуту пытается рассказать о своих игрушках, балуется. Ну, 15 минут ещё можно такого ребёнка уговорить позаниматься или потратить половину занятия на ласковые уговоры: «Да ты молодец, давай всё-таки попробуем ещё раз». Но ведь в школе урок длится 40-45 минут, и ребёнок будет не один в классе, учитель просто физически не сможет посвятить всё время ему одному.
Социальная зрелость - это сложное понятие, включающее в себя умение и желание общаться со сверстниками, строить соответствующие отношения со взрослыми, учитывать ситуацию при общении. То есть ребёнок уже должен понимать, что такое дистанция в отношениях: не тётя, а Марья Ивановна, не ты, а Вы. К семи годам у ребёнка в целом появляется желание учиться. Он хочет идти в школу (если хочет) не из-за внешних причин (там подружка будет или там братик учится), а потому, что на своём уровне понимает - учиться надо. Вот что примерно отвечают дети перед школой: «Не хочу в школу, но туда надо ходить - а то вырасту глупым», «Хочу в школу—я там научусь читать!». Последнюю фразу, кстати, сказал мальчик, который немного уже читал. Когда его провокационно спросили: мол, зачем тебе учиться читать, ведь читаешь уже, ребёнок посмотрел на взрослого не без сочувствия и объяснил, что «научат читать ещё лучше, как взрослого».
Бывает и так, что ребёнок тяжело болел перед школой или страдает хроническими заболеваниями. Такой ребёнок тоже может нуждаться в дополнительном времени перед нырком в школьные будни. В идеале, психолог в поликлинике или в школе должен пообщаться с будущим первоклассником и вынести своё заключение: готов ли ребёнок к переходу на очередной серьёзный этап своей жизни или стоит ещё подождать.
УЧИТЬСЯ — С ПЕЛЁНОК!
Когда начинать готовить ребёнка к школе? С первых же месяцев его жизни. Но последние два года перед школой нужно обратить особое внимание па развитие, вернее, на совершенствование речи: читать ребёнку, разучивать стихи и скороговорки, с помощью специалиста убирать речевые несовершенства (если они есть), учить ребёнка пересказывать и рассказывать, отвечать полно, развёрнуто, ясно, чётко. А также поощрять любопытство, учить задавать вопросы, выделять главное, развивать воображение...
Обязательно нужно развивать мелкую моторику. Это не только умение собирать пазлы. Ребёнок к школе должен уметь работать с ножницами, справляться с такими мелочами, как провести прямую линию на бумаге, повторить рисунок, нанизать бусины на ниточку. Кажется, пустяки - а вот мне встречались дети, которые в семь лет с такими пустяками не справлялись.
Обращайте внимание на то, как и чем живёт ребёнок. Как он общается со сверстниками, поддерживает беседу, проявляет ли любознательность, как ведет себя в новых местах, вне дома?
Нужно развивать усидчивость, тренировать силу воли. Этому очень способствуют настольные игры, лепка, рисование, помощь маме по дому: полить все цветы и не пропустить ни одного горшочка, разложить посуду но местам, помыть её, убрать игрушки, карандаши, свои вещи, помочь папе рассортировать перепутанные гвоздики и шурупчики. Не бойтесь доверить ребёнку домашние заботы. Мир взрослых можно постигать играя, и никакого вреда и «лишения детства» от этого не происходит.
ИГРАЕМ В ШКОЛУ
Игра по-прежнему важна для шестилеток и семилеток. Даже взрослые люди, которые стараются казаться серьезными, на самом деде любят поиграть, а уж дети - тем более. Например, можно поиграть в школу; провести два урока, а потом три, увеличивая постепенно время. Пусть сначала учителем побудет взрослый, а потом - ребёнок. Такие игры помогут ребёнку справиться с неизвестностью и страхом перед школой. Возможно, и родители преодолеют какую-то неуверенность по отношению к своему ребёнку: мол, справится ли он. Или такая игра поможет выявить какие-то моменты, на которые стоит обратить внимание перед школой. То, во что играют, не может быть страшным или трудным. Разнообразить такие игры поможет специальная литература, которая предназначена именно для подготовки детей к школе. Это не только буквари и азбуки, по и альбомы с наклейками, рабочие тетради с упражнениями для тренировки зрительного внимания и письменных навыков, книги с заданиями по развитию речи, памяти и той же мелкой моторики.
ПРИРУЧАЕМ ВРЕМЯ
Минута, час — сколько это? Ребёнку даже в 6 лет бывает трудно контролировать время. Всем родителям знакомо классическое «Ма-а-а-ам, ещё чуть-чуть, ещё пять минут» - и пять минут растягиваются в сорок пять. Самое забавное, что ребёнок может разбираться в часах, но при этом не чувствовать время. А вот если поиграть в игры с таймером или песочными часами (например, сделать что-то «на время» - кто успеет до сигнала всё убрать, всё сложить или найти спрятанную игрушку), у ребенка понемногу появляется ощущение времени.
Помогает подготовиться к взрослой жизни и соблюдение режима, когда ребёнок знает, что, когда и в какой последовательности происходит: «Сейчас позавтракаем, потом немного (а лучше уточнить - 20 минут) почитаем, а потом пойдём погуляем». А еще лучше, если ребёнок будет видеть наглядное отображение режима: в виде записей для читающего и картинок для нечитающего ребёнка.
НЕ МУЧЕНИЕ, А РАДОСТЬ
Чтобы не упустить какую-то проблему, надо регулярно водить ребёнка к специалистам в поликлинике. Иногда накануне школы выясняется, что к логопеду привели ребёнка второй или даже первый раз в жизни, что у невропатолога ребёнок был года в три, видит нечётко, из-за аденоидов слышит как сквозь вату - а кроме записей о простуде ничего в карте нет. Или ребёнок плохо говорит, преувеличенно тревожно реагирует на незнакомую обстановку, возбудим (или, наоборот, вял, утомляем) — и всё это списывается на «дурацкий» характер. Но чтобы характер был не дурацким, а милым, надо помочь ему сформироваться. А для этого исключить негативное воздействие на характер хотя бы такой неприятности, как слабое здоровье. Поможет в этом и закаливание, и соблюдение режима, и регулярный профилактический осмотр у врачей в поликлинике.
Некоторые мамы говорят: «О, жалко в школу отдавать» или «Ой, жалко нагружать - в школе успеет ещё намучиться, детство такое коротенькое». Но ведь подготовленный ребёнок не так уж сильно будет мучиться в школе - скорее, наоборот. И в силах любого родителя сделать подготовку к школе не мучительной и трудной, а весёлой и интересной.
Для многих детей, особенно если они не посещают подготовительную группу детского сада, отличным переходным этапом перед первым классом становится посещение курсов дошкольной подготовки, которые часто организует районная школа. Лучше посещать такие курсы для дошколят именно в том учебном заведении, куда планируете отдать ребёнка.
Автор:
Записаться на прием к логопеду можно по телефонам Центра в Москве:
+7(495) 229-44-10, +7(495) 954-00-46
Предыдущая