Что такое Служба Комплексной Помощи и кому она нужна?
Когда ребенок появляется на свет - это большая радость для всей семьи.
Однако помимо этой радости это и огромная ответственность, лежащая на плечах родителей.
Перед новоиспеченными родителями их младенец является загадкой, как правило они чувствуют свою некомпетентность
Ввиду того, что мы живем не в традиционном обществе, у нас отсутствует традиция передачи информации об уходе и воспитанию ребенка от старшего поколения к младшему. Да и надо сказать, что к тому времени, когда у бабушек появляются внуки они уже не помнят, что делали со своими собственными детьми в раннем детстве.
Из-за этого родители достаточно часто вынуждены самостоятельно без какой-либо поддержки из вне обучаться родительскому мастерству.
Но откуда черпать информацию?
В современном мире проблема не в том как найти информацию, а как определиться с выбором, отделить, как говорится, зерна от плевел.
Обилие информации, часто противоречивой, усиливает стресс неопределенности и запутывает. Это касается всех аспектов жизни маленького человека: набор веса, рост, питание, купание, методы развития, речь и т.д.
К сожалению, часто представители медицинского сообщества также усиливают беспокойство родителей, так как придерживаются некоторых "нормативов" развития ребенка, выведенных в школе советской педиатрии более 30 лет назад и с тех пор так и не пересмотренных.
При таком положении часто рождается атмосфера недоверия всем представителям медицинского сообщества.
Повезло тем родителям, ребенок которых попадает в эти нормы, но если же он в них не вписывается, то родителей ждет много стрессов, хождение по врачам, масса противоречащих друг другу мнений.
При этом зачастую такие проблемы, как задержка развития, нарушение контакта, аутичные черты, в раннем детстве специалистами не замечаются. На тревоги родителей и беспокойство по поводу отсутствия речи и контакта специалисты часто говорят, что все нормально и "к трем годам пройдет".
Как же распознать нарушения развития у ребенка в раннем детстве?
Оговоримся сразу, что речь пойдет прежде всего о различных задержках психического развития и расстройстве аутистического спектра, а также схожих с ними состояний, так как именно эти нарушения достаточно сложно увидеть, а успех помощи существенно зависит от времени начала работы с ребенком.
Конечно, можно обратиться к диагностическим критериям или к так называемым тестам на аутизм и подобные с ним состояниям (см. например: C.A.R.S., M-chat, ASD (4,5,6)), но перечень диагностических критериев не дает понимания, что же такое аутизм, а родитель, находящийся в состоянии тревоги может неадекватно оценить своего ребенка, завышая или занижая оценки по этим тестам.
Сложность определения состояния ребенка по диагностическим критериям обусловлена еще и тем, что данные критерии имеют чисто описательный характер, никак не складываясь в единую картину. Причина достаточно проста: целью диагностики является постановка диагноза, а не понимание сути расстройства. Из-за этого возникает сложность в понимании аутизма как нарушения развития.
Многие клиницисты отмечают, что при диагностике расстройства аутистического спектра и других нарушений можно выделить так называемые «первичные» (основные, передающие суть расстройства) и вторичные (сопутствующие и встречающиеся и при других трудностях) нарушения. Например, при расстройстве аутистического спектра первичным симптомами у ребенка будет трудности в установлении контакта, отсутствие эмоциональной взаимности, нарушение игровой деятельности, а вторичными -периодические взмахи руками, кручение на одном месте, застывания, ходьба на цыпочках.
Для начала попробуем дать определение аутизма и схожих с ним расстройств.
Прежде всего аутистическое расстройство понимается как нарушение у ребенка возможности вступать в отношения, контактировать с окружающими людьми разными способами: взглядом, жестом, улыбкой, вокализациями, интонациями и наконец, речью.
Данное понимание во многом соответствует теории уровней социально-эмоцио
Основываясь на модели С. Гринспена, перечислим теперь основные этапы формирования у ребенка способностей к общению и взаимодействию с окружающим миром в том порядке, как они развиваются у нейротипичного ребенка и опишем возможные симптомы нарушений на каждом из них.
Оговоримся, что данные уровни актуальны для детей раннего и дошкольного возраста.
-
Саморегуляция и интерес к внешнему миру. Испытывает ли он интерес к вещам и предметам? Реагирует ли ребенок на происходящие события? Наблюдает, прислушивается, принюхивается и т.д.?
Разделенное внимание. Может ли ваш ребенок координировать (разделять) свое внимание при попытке совместной игры? Поясним: для того что бы играть с другим в какую-либо совместную игру, например, катать друг другу мячик, строить башню из кубиков, прятки и т.д. ребенку необходимо уметь переключать свое внимание с партнера на игрушку и обратно, удерживать во внимании два объекта. Эта способность есть уже у 3-х-месячного младенца, но может отсутствовать у 3-х летнего ребенка с нарушением в развитии.
-
Контакт и общение. Может ли ваш ребенок отреагировать на ваши попытки пообщаться с ним тем, что улыбнется, рассмеется или нахмурится, рассердится, или например, посмотрит или отвернется?
-
Двухсторонее общение и инициатива. Отвечает ли ребенок на ваши слова, мимику, жесты? Инициирует ли взаимодействие? Может ли он поддержать взаимодействие на уровне 5-6 циклов общения (обращение-ответ
)
-
Решение социальных задач. Может ли ваш ребенок попросить вас что-то ему дать, например, еду из холодильника, при этом отвечая на ваши вопросы, жестикулируя, интонируя пока он не получит того, что хочет?
Может ли ваш ребенок поделиться с вами своим впечатлением, указав или рассказав о нем (например, ребенок увидел пожарную машину, поворачивается к вам и жестом указывает на нее что бы вы на нее посмотрели)? Может ли он с помощью мимики и жестов выражать такие эмоции как любопытство, страх, гнев, удовольствие от общения? Может ли он находиться с вами в контакте более 1 минуты?
-
Творческое мышление и использование слов и понятий, символическая игра.
Может ли ваш ребенок ответить на вопросы: Зачем? Почему? Играет ли он в ролевые игры? Берет ли на себя в игре роли доктора, водителя и т.д.? Играет ли ваш ребенок в простые игры с правилами (например, в прятки, где один прячется, а другой ищет, а потом меняются ролями)?
Если у вашего ребенка вы наблюдаете трудности на одном или нескольких уровнях следует обратиться за консультацией к специалисту: детскому врачу неврологу и детскому психологу с соответствующим опытом работы. При подтверждении наличия у ребенка трудностей следует незамедлительно начать процесс помощи.
В современном мире существует большое количество методов и подходов к помощи детям с задержкой, нарушением речи и аутизмом. В России так же представлено достаточно широкое разнообразие методов:
Это и различные диеты, прием некоторых витаминов, физиотерапевтиче
Более объективную картину использования методов можно почерпнуть, заглянув на страницу ASAT - американской ассоциации по науке и лечению аутизма. На сайте этой ассоциации представлено большинство известных методов помощи аутичным детям). Они подразделяются на доказанные, частично доказанные и не эффективные методы.
Во всем мире общепризнано, что главным и наиболее эффективными методами в помощи детям с нарушениями являются психолого-педаго
Еще одним условием эффективности работы является как можно более раннее начало специализированн
О нас
Служба Комплексной Помощи нашего Центра предлагает комплексную помощь детям с проблемами и диагнозами нарушениями развития, такими как задержка, нарушение общения и речи, аутистические нарушения.
Мы работаем с детьми раннего (от 1 года), дошкольного, и в некоторых случаях младшего школьного возраста.
Каждый ребенок для нас – личность, та среда в которой ребенок растет и развивается - это его семья, которая уникальна в своем роде. Родители ребенка – это его первые и главнейшие учителя, с которыми он учится жить и общаться. Мы не ставим себе задачу заменить собой родителей, но ставим задачу помочь родителям стать лучшим учителем для своего ребенка.
Принципиально важным для нас является игра ребенка. Игра – это мышление ребенка и способ понимания окружающего мира. Для нас игра – это еще и способ контакта с ребенком и одновременно с этим способ его развития.
Родители – наши партнеры. Принципиально для нашей работы – участие семьи, которое должно проявляться как на этапе составление целей программы, так и присутствие и активное участие в занятиях, выполнение рекомендаций, самостоятельная работа с ребенком дома. Под каждого ребенка мы разрабатываем индивидуально-ор
В нашей работе мы используем различные подходы в зависимости от тех трудностей которые есть у ребенка и возможностей его семьи.
Мы не сторонники какого-либо одного подхода. Мы убеждены в том, что качественная помощь ребенку должна иметь комплексный характер.
Комплексная работа – эта работа с семьей команды специалистов разного профиля. Таким образом мы придерживаемся командного стиля работы с ребенком и семьей.
В нашей команде мы используем методы основанные на взаимодействии (DIR/Floortime, RDI, Son-Rice, Миллер-терапия), поведенческие методы (АБА-терапия), педагогические методы (дефектологическ
Структура работы
При поступлении ребенка и его семьи в нашу службу, проводится комплексное обследование консилиумом специалистов во главе с врачом-психоневр
По итогам этой работы намечаются первичные цели работы с ребенком, даются рекомендации по обследованию ребенка с целью исключения других нарушений.
Если ребенок очень маленький (до 2-х лет) или его нарушения касаются только общения и социального взаимодействия, то в начале подключается один специалист - детский психолог. При необходимости в дальнейшем могут подключаться другие специалисты.
Если изначально мы наблюдаем у ребенка более выраженное нарушение, то семье предлагается незамедлительно начать работу в нескольких направлениях с несколькими специалистами, например, работать над коррекцией нежелательного поведения на занятиях с АБА-терапистом и параллельно развивать социально-эмоцио
Мы убеждены в том, что командная, комплексная и интенсивная помощь ребенку и его семье всегда будет иметь результат!
Литература:
-
С. Гринспен, С.Уидер На ты с аутизмом – М.: Теревинф, 2013. – 512 с.
-
Касаткин В.Н., Шапошникова А.Ф., Письменная Н.В., Бородина Л.Г., Сударикова М.А. Опыт применения стандартизирован
ных диагностических оценочных шкал в комплексной программе лечебно-коррекци онной помощи детям с расстройствами аутистического спектра // Детский аутизм: исследования и практика. С. 26–58. -
Рейтинговая шкала аутизма C.A.R.S.
https://www.helpautism.ru/index.php/proekty/pomoshch-autistam
https://www.helpautism.ru/attachments/article/
https://ovz24.ru/
-
Институт ICDL, основанный С. Гринспеном, о модели DIR
Также книги о детях с расстройсвами аутичного спектра и особых детях можно найти здесь.
Автор:
Специалисты нашей Службы Комплексной Помощи
Все специалисты имеют опыт работы как с детьми раннего возраста (до 3х лет), так и с более старшими детьми. Все наши специалисты имеют большой опыт работы с детьми с трудностями в развитии.
И специалисты Службы:
Психологи и педагоги:
Медицинские специалисты:
Барзенок Татьяна Арсеньевна
Главный врач, заведующая педиатрическим отделением, врач-педиатр высшей категории
Стаж: 30 лет
Отзывов: 15